После объявления занавеса начинается этап, регламентирующий завершение спектакля как административно, так и производственно. Театры, вне зависимости от типа и подчинённости, обязаны соблюдать утверждённые внутренние регламенты по завершению показа.
К основным организационным задачам относятся:
контроль за безопасным покиданием зала зрителями;
координация сотрудников службы фронт-офиса;
отключение светового, звукового и механического оборудования сцены;
подготовка к возможному повторному показу или демонтажу декораций.
После завершения представления активизируются действия технических подразделений:
Светотехническая служба — отключение проекционного и сценического освещения, проверка работоспособности оборудования.
Звукооператоры — отключение усилителей, микрофонов, воспроизводящих устройств, проведение краткой диагностики.
Механики сцены — проверка устойчивости декораций, подготовка к их демонтажу или консервации.
Костюмеры и гримёры — возврат реквизита и костюмов в хранилища, отчёт по использованным материалам.
После объявления занавеса кассово-бухгалтерская служба производит обязательные действия по закрытию финансового периода, связанного с показом:
составление кассового отчёта по итогам выручки;
инкассация наличных средств и передача на хранение;
отчёт по реализации билетов с учётом возвратов и неявки.
С точки зрения права, окончание спектакля фиксирует завершение исполнения публичного договора между театром и зрителем. Это означает:
полное оказание услуги по публичной оферте;
исчерпание обязательств по билетному договору;
возможность предъявления претензий со стороны потребителя только в рамках стандартов оказания культурной услуги.
В некоторых случаях по завершении спектакля оформляются внутренние акты:
акт приёма-сдачи смены;
служебная записка о происшествиях (при наличии);
отчёты об использовании арендуемого оборудования.
Нормативные требования предписывают обеспечение безопасного выхода зрителей из зала:
дежурство персонала у эвакуационных выходов;
контроль состояния систем пожарной сигнализации;
фиксирование времени полной эвакуации в специальных журналах.
После завершения спектакля актёрский состав проходит установленную процедуру:
сдача реквизита и костюмов;
подписание ведомостей по занятости;
устный или письменный разбор спектакля (в некоторых коллективах — обязательно).
Кроме того, в случае коммерческих постановок составляются отдельные отчёты по контрактным актёрам, фиксируется отработанное время и производится расчёт вознаграждения.
После объявления занавеса уполномоченные сотрудники оформляют внутреннюю документацию:
служебную ведомость исполнения;
отчёт по количеству зрителей;
технический отчёт о ходе представления;
акт технической приёмки сцены (если она подготавливается к следующему показу).
Во многих театрах технические и сервисные функции (например, уборка, охрана, транспортировка декораций) передаются подрядным организациям. После завершения спектакля подрядчики:
приступают к уборке зала и сценической площадки;
фиксируют факты причинения ущерба имуществу;
оформляют акты выполненных работ.
Какой момент считается юридическим завершением спектакля?
Юридическим завершением считается момент окончания спектакля и начала покидания зала зрителями, что фиксирует исполнение обязательств театра по оказанию культурной услуги.
Какие службы задействованы сразу после окончания представления?
Задействованы светотехники, звукооператоры, механики сцены, служба уборки, охрана, бухгалтерия и кассовый персонал.
Что происходит с декорациями после объявления занавеса?
Декорации могут быть частично демонтированы, зафиксированы для следующего показа или полностью разобраны, в зависимости от репертуарного плана.
Нужно ли актёрам сдавать реквизит после спектакля?
Да, актёры обязаны сдать реквизит, костюмы и грим в установленные отделения в соответствии с внутренними регламентами театра.
Какие документы оформляются после завершения спектакля?
Оформляются кассовый отчёт, ведомости по составу, технический отчёт, журнал эвакуации и акты о состоянии сцены и оборудования.